Меню сайта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа-интернат № 1 имени В.П. Синякова»

Адаптивная физкультура

На протяжении нескольких лет специалистами Центра содействия укреплению здоровья воспитанников и подразделения лечебной физкультуры школы-интерната разрабатывалась и внедрялась программа адаптивной физической культуры для воспитанников школы-интерната. Однако этот опыт может и должен получить широкое применение в других общеобразовательных учреждениях, так как количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с каждым годом неуклонно возрастает.

       Поэтому мы подготовили к изданию и выпустили книгу "Движение и здоровье", в которой подробно описан Программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры. Эта программа может быть использована на уроках физической культуры и плавания в любом общеобразовательном учреждении. Программно-методический комплекс прошел экспертизу Федерального экспертного совета при Министерстве Образования и получил гриф "Допущено" (приказ № 26/138а-6 от 10.03.2004).

       Кроме того в 2003-2004 учебном году коллектив получил грант на разработку дистанционного курса повышения квалификации учителей по Программно-методическому комплексу "Движение и здоровье". Курс успешно внедряется краевым институтом повышения квалификации работников образования.

Специалистами нашей школы проводятся семинары в рамках повышения квалификации учителей физкультуры

       В основу программы по адаптивной физической культуре положен комплексный системный подход использования средств, форм и методов физического образования как наиболее эффективного педагогического процесса, направленного на коррекцию физических и психических нарушений у детей со сколиозом.

       Актуальность применения средств физического воспитания в лечении сколиоза у детей объясняется их высокой эффективностью, поскольку сочетанное воздействие на организм всего комплекса средств обеспечивает как общеукрепляющий эффект, так и целенаправленное профилактическое и корригирующее воздействие. Социальный аспект актуальности физического воспитания в обществе обусловлен парадоксальным явлением, проявившимся в последние 25-30 лет XX столетия. Суть этого парадокса сводится к ухудшению физических кондиций подрастающего поколения на фоне повышающихся требований к физическим и психическим кондициям ребенка как в системе образования, так и в системе здравоохранения. Без установления истинных причинно-следственных связей этого явления говорить о гармоничности развития ребенка не приходится.

       В русле рассматриваемой проблемы на первый план выходит формирование целей, задач, форм, средств и методов адаптивной физической культуры, которые в условиях группового обучения детей школ любого типа и вида необходимо осуществлять через соответствующие программы - учебно-методические комплексы.

       Программа по физическому воспитанию ставит своей целью обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности учащихся. Достижение такого уровня возможно лишь при эффективном использовании средств физического воспитания. Разнообразные формы организации занятий особенно необходимы, когда в организме имеются болезненные отклонения, или он ослаблен. Все формы занятий объединяются в единую образовательную систему. Содержание уроков призвано осуществлять общую организующую и управляющую функцию в образовательном процессе.

       Так как программно-методический комплекс рекомендуется для коррекции физических и психических нарушений у детей со сколиозом, то следует отнестись к понятию адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая реабилитация) являются областью социальной практики, позволяющей эффективно решать задачи интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество. Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у людей с отклонениями в состоянии здоровья осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями врача лечебной физкультуры.

       По состоянию здоровья и физической подготовленности детей, больных сколиозом, обучающихся в образовательных учреждениях необходимо делить на две группы:

       Учащиеся подготовительной группы занимаются по общей программе и участвуют во всех формах занятий, но выполнение программных нормативов физической подготовленности для ослабленных учащихся несколько отсрочено. Обязательной формой занятий для них является основные уроки в составе основной группы. В целях лучшего усвоения программного материала для подготовительной группы предусматриваются дополнительные уроки. Из внеурочных форм особое значение для стимулирования развития физических качеств имеют секционные занятия по общей физической подготовке.

       Учащиеся, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу положено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжение организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: спортивные подвижные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка. Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности школьника. Содержание специальных уроков физической культуры, их главные функции следует рассматривать в единстве с общими уроками физической культуры. Большое значение для достижения оздоровительной цели в физическом воспитании учащихся специальной группы имеют внеурочные формы занятий: физкультурные мероприятия в режиме дня, гимнастические и закаливающие процедуры, а также самостоятельные занятия, связанные со спецификой и индивидуальной особенностью отклонений в состоянии здоровья.

       Основные задачи физического воспитания для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

       С целью тренировки функции дыхательной и сердечно-сосудистой системы воспитанников, им показаны циклические виды физических упражнений, особенно те, что выполняются на открытом воздухе. Из них наиболее целесообразны лыжи (симметричная работа правой и левой половины тела, при этом позвоночник занимает срединное положение, мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную нагрузку, тело находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости). Занятия проводятся на открытом воздухе, что способствует ликвидации гипоксии, имеющей место у этих больных.

       Учитель должен обеспечить каждому ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, помочь ему в самоопределении. При этом ему необходимо опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения.

       Уроки адаптивной физической культуры должны строиться на принципах медико-ориентированной педагогики для ребенка, больного сколиозом, личностного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теориях и достижениях медицины в области консервативного лечения сколиоза.

Результаты реализации практики:

Эффективность реабилитации  определяется  следующими показателями:

Индикатором является доля (%) улучшивших здоровье обучающихся за определенный период (год, ступень..)

Критерии и показатели:

Физическое развитие:

 

Начало года

Конец года

Динамика физ. развития

Кл.

N

Деф.

мас.

Низкий рост

Изб.

Мас.

N

Деф.

Мас.

Низ

кий рост

Изб.

массы

Без динамики

Улучшен.

Ухудшение

Итого

370 чел.

245

66

26

33

247

62

26

35

330

21

19

%

66,2

17,8

7,03

8,92

66,7

16,6

7,03

9,4

89,1

5,6

5,14

Публикации:

  1. Гатиатулин Р. Р., Потапова Н. А., Кротова Л. М., Кубушко И. В., Дрянных Т. П. Движение и здоровье. Программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры. Москва, 2006.
  2. Особенности организации деятельности образовательно-лечебного комплекса. Красноярск: КГПУ, 1997.
  3. Гатиатулин Р. Р., Кротова Л. М. Диагностика и консервативное лечение сколиоза в школе-интернате. Красноярск: КГПУ, 1999.
  4. Образование детей, больных сколиозом. Теория и практика. Сборник статей. Красноярск: КГПУ, 2001.
  5. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом в условиях общеобразовательной школы. Сборник статей. Красноярск, 2002. (+ 2004 г. два варианта издания)
  6. Чижакова Г. И., Потапова Н. А., Веретельник В. В., Тупилко О. В. Создание воспитательного пространства в школе-интернате для детей, больных сколиозом. Методические рекомендации. Красноярск: Кларетианум, 2005.
  7. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием. Часть II. М.: ИД «Ключ-С», 2005.
  8. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в школе-интернате № 2 Октябрьского района г. Красноярска. М.: Классикс Стиль, 2006, с. 526-559.
  9. Образование и здоровье. Формирование культуры здоровья участников образовательного пространства. Части I и II. Сборник материалов IV краевой научно-практической конференции. Красноярск КК ИПК и ПП РО, 2008.
  10. Здоровье как образовательный результат. Учебное пособие. Коллектив авторов: д-р. пед. наук, проф. Г.И. Чижакова,  Н.А. Потапова, директор МОУ школы-интерната № 1 им. В.П. Синякова; Л.М. Кротова, зам. дир. по реабилитационной работе и др. 2011 г.
  11. Опубликованы выступления «Комплексное лечение сколиоза у детей» специалистов медицинского отделения Мисиюк Г.В. и Кротовой Л.М. в материалах Всероссийского конгресса «Здоровье – поколениям. Современные направления реабилитации здоровья».
  12. Опубликованы выступления на научно-практической конференции травматологов-ортопедов Красноярского края, ноябрь 2010 г.: «Организация диагностики и лечения сколиоза в условиях школы-интерната» Кротова Л.М., Щёкотова Н.А., Шеходанова Н.А., Мисиюк Г.В., Гурова С.Д., Шахворостова Е.К., Пословина Е.В., Гатиатулин Р.Р.

Опубликованы статьи в Сборнике  материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей». 2011 г. :

  1. Шеходановой Н.А. «Школа-интернат как базовое учреждение для организации ортопедического сопровождения детей с заболеваниями позвоночника»
  2. Мисиюк Г.В. «ЛФК в школе-интернате»;
  3. Филипповой Н.П. «Лечебное плавание в условиях школы-интерната»;
  4. Белых Е.В., Носовой Т.Ф. «Развитие учебной самостоятельности школьников, больных сколиозом, в процессе изучения математики»;
  5. Бугровой Н.Н. «Проблема взаимодействия школы и семьи в приобщении подростков к здоровому образу жизни»;
  6. Лобко С.Ф. «Педагогические условия эффективного взаимодействия школы и семьи в приобщении подростков, больных сколиозом, к здоровому образу жизни»;

Видео:

  1. Лечебная физкультура
  2. Плавание
^ Наверх