Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. Include - включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
- МАОУ школа-интернат № 1 является городской базовой разработческой площадкой по инклюзивному образованию
- Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
- Охрана здоровья
- Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
- Специальные технические средства обучения
- Электронные образовательные ресурсы
Законодательная база:
- Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013 г. № 1082 г. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Межведомственная Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 г. № ВК-1748/07 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 г. № 734 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015"
- Письмо Минобрнауки России от 24.07.2015 г. № ВК-2020/07 "О финансовом обеспечении введения ФГОС ОВЗ"
- Приказ Минтруда России от 15.10.2015 г. № 723н "Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственые учреждения медика-социальной экспертизы"
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" (Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 г. № 07-818 "О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"
- Приказ Минтруд России от 13.07.2017 г. № 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида выдаваемых федеральными государственными учреждениями медика-социальной экспертизы, и их форм"
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от "9" сентября 2019г. "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
- Основные требования законодательства РФ в сфере образования в части реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Перечень федеральных документов
- СанПин СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
- СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
- СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
- Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 2020-2030 годы
- Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные орзанизации
- Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года
- Региональные документы:
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
- Постановление Правительства Красноярского края от 04.09.2012 г. № 438-п "Об утверждении порядка организации обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам начального общего, среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и порядка обеспечения детей-инвалидов оборудованием, средствами связи и программным обеспечением для дистанционного обучения"
- Информационное письмо от 27.12.2013 г. №15231 Министерства образования и науки Красноярского края "О направлении Порядка по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья"
- Информационное письмо от 04.09.2015 г. № 75-9151 Министерства образования и науки Красноярского края "О формировании учебных планов об организации образовательного процесса детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам"
- Информационное письмо от 31.03.2016 г. № 75-3291 Министерства образования Красноярского края "По вопросу реализации пилотного проекта по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра"
- Постановление Правительства Красноярского края от 05.04.2016 г. № 155-п
- Постановление Правительства Красноярского края от 29.05.2014 г. № 217-п
- Письмо Министерства образования Красноярского края от 12.04.2017 г. № 75-4178
- Письмо Министерства образования Красноярского края от 23.10.2017 г. № 75-13304 "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
- Приказ министерства образования Красноярского края от 15.11.2019 № 636-11-05
- Муниципальные документы:
- Приказ Главного управления образования Администрации города Красноярска от 03.10.2019 № 469/п Об утверждении городских базовых площадок по инклюзивному образованию и доступной среде (список площадок)
- Информационное письмо КИМЦ от 14.10.2019 № 571
- Школьные документы:
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
- Образец заключения психолого-медико-педагогического консилиума;
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и план адаптации доступности среды для детей с ОВЗ и инвалидов, фотографии доступной среды;
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.1
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Приказ о внесении изменений в ООП от 07.09.2021 № 01-04-046
- Комплексная программа оздоровительной работы и пропаганды здорового образ жизни «Здоровье» (2021-2025 гг.);
- Положение об оказании логопедической помощи;
- План адаптации доступности среды для детей с ОВЗ и инвалидов на 2021-2022 годы
Рекомендации учителям:
- Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
- Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
- Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
- Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
- Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
- Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
- Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
- Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.