Страница социального педагога
Общественный инспектор по охране прав детства - Сухих Людмила Петровна
принимает граждан
в среду с 15:00 до 17:00
в пятницу с 12:00 до 15:00
E-mail: suhihlp@yandex.ru
Деятельность социального педагога исключительно сложна и многогранна. Она рассматривается как целенаправленная работа по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации
Социальный педагог – это человек, который выполняет функцию классного руководителя для всей школы, но уклон делается в сторону разбора нарушений Устава школы или правонарушений. Как правило, социальный педагог работает с определенными детьми «группы риска» и их родителями, но также разбирается и в достаточно серьезных единичных случаях.
Цель деятельности школьного социального педагога:
Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – психолого – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита ребенка (социальная, психолого – педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Основные направления деятельности:
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
- Социально- педагогическая защита прав ребенка.
- Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
- Социально-педагогическое консультирование.
- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
- Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.
Содержание деятельности:
- Проверка посещаемости занятий учащимися.
- Составление социального паспорта семей учащихся.
- Профилактические беседы с «трудными» учащимися и их родителями.
- Участие, работе Совета профилактики, административных совещаниях, педсовета и т.д.
- Взаимодействие с органами ОДН;
- Помощь в развитии индивидуальных способностей учащихся.
- Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
- Охрана и защита прав несовершеннолетних.
- Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.
- Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
- Работа с социально – неблагополучными семьями:
В своей работе социальный педагог школы руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации.
- Международным документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Международным документом - Декларацией прав ребенка.
- Федеральным Законом РФ об образовании.
- Семейным кодекс Российской Федерации.
- Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Уставом школы.
- Планом работы школы на текущий учебный год.
- Школьными локальными актами.
- Должностной инструкцией.
Социальный педагог работает с различными категориями:
- Малообеспеченными, многодетными семьями.
- Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на учете в ОДН, внутри школы, в "группе риска".
- С детьми и сиротами.
- С детьми - инвалидами, детьми с ограниченными возможностями. Ведется также очень активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:
- Систематические прогулы и опоздания;
- Неуспеваемость;
- Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
- Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
- Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
- Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
- Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
- Конфликты между детьми и др.
Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.
Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.
Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный учет(ВШУ).
Если ребенок поставлен на ВШУ, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в ОДН, КДНиЗП, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в ОДН, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вам положены социальные льготы
- если вашего ребенка кто - либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- при оформлении опеки;
- если ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
Нормативные документы:
- План работы совместных мероприятий территориального органа МВД России и образовательной организации на 2021-2022 учебный год;
- Программа "Трудные дети"
- Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;
- Социальный паспорт школы 2022-2023 учебный год;
- Конвенция о правах ребенка;
- График работы социального педагога на 2022-2023 учебный год.
Документация:
- Современные технологии педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних подростков;
- Телефон доверия;
- Куда обратиться за защитой прав детей;
- Службы по правам детей;
- Памятка "Дорогой друг! Ты должен знать";
- Памятка для родителей "Жестокое обращение с детьми";
- Памятка для родителей "Как общаться с подростком";
- Памятка для родителей "Ваш ребёнок имеет права";
- Рекомендации "Как разрешать воспитательные конфликты в семье?";
- Консультация для родителей «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»;
- Права, обязанности и ответственность родителей;
- Рекомендации "Пути преодоления конфликта между родителями и подростком";
- Рекомендации "Скулшутинг! Это нужно знать";
- Рекомендации социального педагога родителям по формированию отношения детей к понятию «терроризм»;
- Рекомендации родителям по воспитанию подростков;
- Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков;
- Рекомендации социального педагога родителям;
- Рекомендации социального педагога.