Функциональная грамотность
Нормативные документы:
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
- Чек-лист самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся (уровень образовательной организации)
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Источник: https://mcko.ru/articles/2264
Начальник отдела МЦКО Елена Камзеева: Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»
PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.
Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Г. С., руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России, к. пед. н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:
- работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
- работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
- поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
- включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
Источник: доклад Г. Ковалевой, руководителя центра оценки качества образования
Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России. Ссылка на полный материал.
ВЕБИНАРЫ
Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках реализации регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, запланировано проведение вебинаров/семинаров по вопросам внедрения в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности. Вебинары/семинары будут проходить не реже 2 раз в месяц в течение 2021-2022 учебного года.
Анонсы вебинаров/семинаров размещаются на сайте КК ИПК РО в разделе «Функциональная грамотность» (https://kipk.ru/functional-literacy-main#announce). С видеозаписями прошедших вебинаров и иными ресурсами, полезными для работы по формированию функциональной грамотности, можно познакомиться в этом же разделе (https://kipk.ru/functional-literacy-main#resourses, https://kipk.ru/functional-literacy-main#communities , https://kipk.ru/functional-literacy-main#activities).