Л. Н. Колосовская
Любовь Николаевна Колосовская
— Не хочу я, чтобы ты в учителя шла. Не понимаешь еще — тяжкий это труд. Себе не будешь принадлежать. Подумай, выбери профессию полегче, — уговаривал племянницу Иннокентий Иванович Блестов. Знал, о чем говорил, сам был хорошим педагогом. А Люба твердила свое: «Буду учителем».
И после седьмого класса поступила-таки в педагогическое училище имени А. М. Горького. С благодарностью вспоминает заслуженный учитель России Любовь Николаевна Колосовская свою первую учительницу Антонину Васильевну Чистосердову. «Она была такая добрая, внимательная, заботливая. И я мечтала быть похожей на нее — мечтала быть учительницей, — сказала Любовь Николаевна. — И вот уже 45 лет работаю с детьми».
Кстати, во многом благодаря первой учительнице Любовь Николаевна устроилась на работу в Красноярске. В начале 50-х попасть в школу было непросто. Когда Антонина Васильевна узнала, что Любовь Николаевна после двух лет работы в Манском районе ищет место в красноярской школе, она порекомендовала свою бывшую ученицу в школе № 26 на свое место — сама уходила на заслуженный отдых. «Я очень гордилась тем, что она мне доверила свое место. И переживала — смогу ли оправдать это доверие, смогу ли стать достойной преемницей...» Время показало — опасения были напрасны Доказательство тому — хотя бы поздравление коллектива педагогов школы № 82 с присвоением Любови Николаевне звания заслуженного учителя России, где есть такие слова: «Мир был бы во много раз красивее, чище, если бы все люди имели такие качества, как Вы: трудолюбие, преданность делу, любовь к детям, принципиальность и честность».
Работала Любовь Николаевна в школах № 26 и № 82 и уже более двадцати лет учит воспитанников школы-интерната. Попала она туда случайно. Попросили заменить заболевшую учительницу. И директор интерната Владимир Петрович Синяков, понаблюдав за ней, предложил остаться. Никогда не жалела Любовь Николаевна о своем решении — интернат стал для нее вторым домом.
— Конечно, интернат от обычной школы отличается. Сотрудникам интерната нужно быть не просто педагогами, но и заменять детям, оставшимся без попечения родителей, и отца, и маму. А были и такие дети, которые оказались не нужны своим здравствующим родителям.
Словом, забот у Любови Николаевны с переходом в интернат прибавилось. В интернате и дневала, и ночевала, порой в ущерб
своей семье. Приходилось не только уроки вести. Бывало, по всему городу ездила, отбирала у пьющих матерей детей — воспитанников интерната. Родителей ребятни разыскивала, письма во все концы страны писала.
Вспоминает, мальчик у нее в классе был, Ворошилов его фамилия. Трудный ребенок, колючий, задиристый, непросто было к нему ключик подобрать. Вдруг выяснилось, что у него мать жива (в роддоме его оставила). А за содержание ребенка в интернате родители должны были платить. И матери мальчика отправили соответствующее письмо. Она приехала в школу, закатила скандал. Дескать, как посмели ворошить прошлое, когда оно давно забыто, когда у нее — новая жизнь. Эта женщина все же согласилась встретиться со своим сыном. Взглянув на нее, мальчик сказал: «У меня нет матери...» И ушел. А с дедом, который примчался в интернат, узнав о существовании внука, согласился его покинуть. «Уговаривать, правда, пришлось долго — здорово парень на судьбу обижен был. Жаль, не знаю его дальнейшей судьбы. Мама мальчика, между прочим, детским садом заведовала...»
С чувством рассказывает истории своих учеников Любовь Николаевна, до сих пор близки ей эти дети.
А потом школа изменила свой статус. В жизни Любови Николаевны появились другие дети. Тоже очень непростые — больные сколиозом. В этом интернате, помимо общеобразовательной школы, существует школа адаптивная, в которой с детьми занимаются индивидуально. Бывает, ребятишки пропускают много занятий по болезни, из-за операции. Некоторые отстают от сверстников в развитии. И в адаптивной школе, где работает в последние годы Любовь Николаевна, помогают ребенку восполнять пробелы в знаниях. С классом, признается педагог, работать было интереснее, но индивидуальные занятия имеют свои преимущества.
— На моих глазах слабый, отстающий ученик превращается в сильного. Сейчас, например, ко мне ходит Даша. Поначалу она не могла решать примеры в пределах 20, хотя учится во втором классе. Позанималась с ней — и в обычном классе она по математике уже «четверки» за знания получает. Прибежала на днях, спрашивает, может ли на «пятерки» успевать? Что приятно, дети нас не боятся, не стесняются, знают, что мы их помощники. И когда после индивидуальных занятий они заходят ко мне с сияющими глазами, чтобы похвалиться отличными отметками, полученными в стандартной школе, я счастлива.
Для Любови Николаевны важно не просто дать ребенку знания, но и пробудить интерес к предмету, сделать уроки увлекательными. Практически по каждой теме — будь то русский язык, родная речь или математика
- у нее есть различные наглядные материалы, которые ею придуманы, сделаны собственными руками. Дети, например, с удовольствием пользуются карточками с алгоритмами, продуманными учительницей, которые помогают шаг за шагом безошибочно решать трудные задачки. А занятия по развитию речи Любовь Николаевна долгое время проводила при помощи... аппликаций. Скажем, готовила «весеннюю» картину. Прикалывала на чистый лист ватмана красивое солнце, которое своими лучами должно было освещать луга, леса, реки. Постепенно одна за другой появлялись на бумаге картинки, символизирующие весну. Дети описывали увиденное. И в итоге в тетрадках появлялись сочинения, а на листе — картина.
Творчески подходит к своей работе Любовь Николаевна, что не оставалось незамеченным ни детьми, ни коллегами. Например, в школе № 82 существовала «Книга общения», своего рода летопись учебного заведения, в которую заносились распоряжения, поощрения, отчеты, приказы. В эту книгу писал «открытые письма» директор школы Иван Фавствович Кулаков, оценивая в них труд педагогов. Одно из этих писем адресовано Любови Николаевне. «У Вас был праздник, посвященный Первомаю. Устало присел я на стул, думая, что уйду через минуту-другую. Однако просидел полтора часа, не заметив их, и ушел совершенно отдохнувшим. В зал пришли ребята из других классов, даже технички бросили работу... И никто не проронил ни слова, настолько было захватывающе то, что они видели и слышали. Закончился праздник, и никто не побежал, не крикнул
- все боялись расплескать чашу эстетической радости. Как расцвела бы школа, если бы каждый, кто назвал себя учителем, так тонко и талантливо понимал свое назначение».
— Каждый день Любовь Николаевна приходит в школу не с сумочкой, а с большой сумкой, где непременно лежат наглядные материалы для каждого ученика, — говорит руководитель адаптивной школы-интерната Нина Филипповна Ростовцева. — За десятилетия у нее накоплено столько методического материала, что можно целую книгу составить, которая бы пригодилась многим учителям начальных классов. Впрочем, Любовь Николаевна всегда охотно делилась своим опытом, часто проводила открытые уроки для учителей со всего края, рассказывала о методах своей работы на различных семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Бывало, в аудитории собиралось более ста преподавателей, но это ее не смущало. Она умела ясно, четко излагать свои мысли, вызывая интерес у слушателей, что доступно не каждому. И сейчас она в нашей школе частенько проводит занятия с молодыми учителями — передает свой опыт. Сама, несмотря на солидный педагогический стаж, не перестает учиться, применяя в работе новые педагогические технологии.
...Частенько встречает Любовь Николаевна своих учеников, многие уже и внуков собственных имеют. Но не забывают ее, интересуются здоровьем, о своей жизни рассказывают, помощь предлагают, если понадобится. Недавно с одним из самых хулиганистых учеников столкнулась, он своего сына в интернат привел. Увидел Любовь Николаевну — подошел, обнял. «Я вам столько неприятностей доставлял, — сказал. — Простите. Обижался иногда на Вас, а сейчас понимаю — правильно нас воспитывали, уму-разуму учили». «Она принимала ребенка таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, — вспоминает о Любови Николаевне еще одна ее ученица, Любовь Кротова, главный врач школы- интерната. — Требовательная и в то же время добрая, внимательная. Помогала нам обрести уверенность в себе. Я счастлива, что моей первой учительницей была Любовь Николаевна». Самое важное для педагога признание, не так ли?
(из книги «Учитель, перед именем твоим…», Красноярск, 1999 г.)