Меню сайта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа-интернат № 1 имени В.П. Синякова»

Ю.В. Ваховский

Тот, кто строил храм

Заслуженный педагог Красноярского края Юрий Викторович Ваховский (1934 - 2002)

Чудесная восточная притча рассказывает:
Мудрец наблюдал за тем, как несколько человек выполняют одну и ту же работу: возят тележки с камнем.
Тогда он спросил у одного из них:
- Для чего ты это делаешь?
- Я вожу камни, потому что это воля моего хозяина.
Мудрец задал вопрос второму:
- Для чего нужна твоя работа?
- Я перевожу камни, потому что за это платят деньги, а мне нужно кормить семью.
Тогда мудрец спросил третьего:
- А зачем ты перевозишь камни?
- Я строю Храм! - ответил третий.
Важно не то, какую работу выполняет человек, а то, как он ее выполняет, в чем видит смысл своей деятельности. Можно работать, потому что этого требует руководитель. Можно работать, чтобы получать за это деньги. А можно вкладывать в работу всю душу, полностью отдаваясь любимому делу. Это и есть творчество. Так работал Юрий Викторович Ваховский, прекрасный художник, замечательный учитель и очень хороший человек. Он строил Храм. Строил его всю жизнь. Хозяйкой в его храме была Красота. Красота во всех ее проявлениях. Красота пейзажей, которые он писал, красота и одухотворенность лиц, которые смотрят с портретов, созданных кистью Мастера. Красота слов и улыбки, обращенных к ученикам.
Удивительное обаяние сквозило во всем его облике. Эти аккуратно зачесанные назад волосы, ухоженная чеховская бородка «клинышком» и внимательные, слегка прищуренные глаза, лучистые и теплые, делала его каким-то не по-современному интеллигентным. Человек, к которому наша каждодневная суета не имела ни малейшего отношения. Он жил над ней.
Когда я встречала Юрия Викторовича в коридорах школы, он всегда был в белом халате. Вероятно, он надевал, его чтобы не испачкать одежду во время работы. Но мне он странно напоминал доктора, просто Айболита из сказки. Того, который «всех излечит, исцелит...». И действительно исцелял. Только не таблетки были его помощниками. Он знал, что от любой боли есть лекарство - творчество. Юрий Викторович учил ребят видеть Красоту в самых обычных вещах. В кусочке дерева, который в умелых руках превращался в чудесную шкатулку. В глиняном слепке, из которого появлялась забавная зверушка или смешной человечек. В чистом листе бумаги, на котором вскоре оживал удивительный пейзаж. Свое видение мира он передавал ребятам. А слова для этого находил такие, что дети чувствовали себя не просто учащимися, а Учениками Мастера.
В 7 классе, где я преподавала один предметов, училась Таня К. - «твердая троечница», девочка несколько мрачноватая, редко улыбавшаяся, все время чем-то недовольная. Как-то раз, совершенно случайно, я зашла в художественную мастерскую Юрия Викторовича во время урока этого 7 класса. Господи! Я не узнала Таню. Она была настолько поглощена работой, которая у нее явно получалась, что ничего вокруг не видела. С каким удовольствием она выслушивала похвалу учителя! Я просто залюбовалась девочкой.
Вот уж действительно, красивыми нас делает радость творчества. Юрий Викторович отлично знал это, поэтому на уроках художественного труда все дети становились красивыми и талантливыми. Каждый мог сотворить чудо в глиняной статуэтке, акварельном этюде, резной поделке. А еще он учил их трудолюбию. Только оно помогает довести задуманное до совершенства. Жизненным девизом Юрия Викторовича были слова П. Третьякова: «Художник слагается из двух начал - таланта и крепкой воли с непрерывным трудом».
Человек удивительной доброты и щедрости душевной, он был таким и в житейском отношении. Юрий Викторович не складывал свои произведения в запасники. Он их дарил. Дарил друзьям на юбилеи и праздники, и просто - если картина затрагивала душу зрителя.
Человек, к сожалению, смертен. Даже талантливый. Сегодня нет с нами замечательного Мастера, доброго и мудрого учителя Ю.В. Ваховского. Но осталась ПАМЯТЬ. Она в тех его произведениях, которые украшают школу. Она в образе искусно вырезанной совы - символе мудрости - над входом в художественные мастерские. Она в душах уже повзрослевших детей, которых Юрий Викторович учил резьбе по дереву, рисованию, художественной лепке.


Учениками нашей школы-интерната повезло. Они видели, как творит Художник, как он строит ХРАМ.
Кто знает, как сложатся жизни этих ребят? Возможно, кто-то из них построит свой Храм. И поселит в нем Красоту...

Колпакова Ирина Борисовна,
учитель литературы,
зав.кафедрой филологии

Вашему вниманию представлена лишь малая часть его творчества

^ Наверх